Особенные дети: чему они учат своих родителей.
Особенные дети: чему они учат своих родителей.
ОДИННАДЦАТЫЙ ПОДАРОК – эмоциональная устойчивость.
Одна из психиатрических характеристик состояния моего ребенка звучит так: “нарушение эмоционально-волевой сферы”. Это значит, что он не может справиться со своими чувствами. Они захлёстывают его и бурно вырываются наружу или “выключают” и делают настолько замкнутым, что с ним невозможно вступить в контакт.
Я научилась распознавать его чувства, пропускать через себя и возвращать ему, называя. В моей профессии это базовые навыки, без которых невозможно работать: эмпатия, конейнирование, отражение. Они же являются базовыми функциями матери. Оказалось, им можно научиться и прокачивать как любой навык! Но сначала мне пришлось… ну вы уже поняли… замечать, распознавать и называть свои собственные чувства, проживать их, учиться быть устойчивой, спокойной, наполненной.
Иначе мне не выдержать шквал его эмоций (или полную отстраненность) и бурю своих в ответ.
Кто-то из нас двоих должен был стать незыблемым маяком. Сын не собирался, да ему и не положено. Я научилась быть маяком в океане эмоций.
Сейчас его корабль уверенно ориентируется по моему маяку – он говорит о своих чувствах, постепенно учится проживать их и контейнировать самостоятельно, интересуется чувствами других людей и пытается понять их.