Психология и благотворительность
Психология имеет свой взгляд на благотворительность. Во-первых, существует так называемый аффилиативный мотив. Люди — животные стадные, их инстинктивно тянет друг к другу. Чтобы быть ближе к другим, нужно им понравиться и получить их одобрение. Помощь ближнему высоко ценится в обществе, поэтому благотворительность — один из самых простых способов снять границы между благотворителем и одобряющими его людьми, то есть удовлетворить тот самый аффилиативный мотив. Кроме этого, существует борьба за место в социальной иерархии. В развитых обществах благотворитель занимает довольно высокое место в социальной иерархии — это способ, позволяющий быстро поднять свой статус, минуя традиционную карьеру, рост в рамках которой может занимать сегодня не один десяток лет. Во-вторых, нам всем нужен смысл жизни. Люди находятся в поиске дела, которое смогло бы помочь преодолеть чувство пустоты и бессмысленности существования. Любые формы «отдавания себя» и выхода за пределы собственного «я» (философы называют это трансцендированием) в большей или меньшей степени решают эту проблему (помимо благотворительности, в той же роли выступают творчество и родительство). Кроме этого, зачастую нами движет подсознательный страх смерти и, соответственно, желание оставить след, чтобы нас помнили. Психологически человек не умирает, пока его хоть кто-то помнит. Чем больше помнят и благодарят, тем больше ощущение безопасности перед лицом смерти. Также благотворительность помогает утвердительно ответить на вопрос: «Правильно ли я прожил свою жизнь?», которого подсознательно человек страшится все сильнее по мере взросления. Благотворительность помогает снять тревогу. Некоторыми людьми, которые бескорыстно помогают другим, движет чувство вины. Неудачи и трагедии в личной жизни могут привести к активации компенсационных механизмов. Например, мать пропавшего ребенка организовывает общество поиска пропавших детей. Или отец, не сумевший сохранить брак и долго страдавший от невозможности отдавать свою любовь ребенку, становится известным детским психологом. В других случаях поводом для добрых дел выступает неудовлетворенный инстинкт заботы. Человек, потрясенный страданиями других и/или обладающий наследственно обусловленным и/или обусловленным воспитанием повышенным инстинктом заботы, стремится удовлетворить его в благотворительности.
Автор: психолог Александр Кузнецов